Печать 
СНПЧ А7 Череповец, обзоры принтеров и МФУ

В центре Москвы на Большой Ордынке находится Марфо-Мариинская обитель милосердия. В этом году нас ожидают две памятные даты, связанные с этим монастырем, – столетие со дня мученической кончины его основательницы, великой княгини Елизаветы Федоровны (18 июля 1918 г.) и 145-летие со дня рождения замечательного русского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева (26 сентября 1873 г.), по проекту которого был построен Покровский собор Марфо-Мариинской обители. В память об этих событиях приглашаю читателей нашего сайта мысленно перенестись на Большую Ордынку и с помощью современных возможностей фотоискусства и компьютерной графики по-новому взглянуть на главный храм знаменитого монастыря.

     Сначала немного предыстории. В феврале 1905 года в Кремле в результате покушения погиб великий князь Сергей Александрович Романов. Его супруга, великая княгиня Елизавета Федоровна, решила принять монашеский постриг. Принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская (так звали Елизавету Федоровну до брака с Сергеем Александровичем) получила правильное, то есть религиозное, воспитание, и потому шаг, сделанный после постигшего ее горя, был органичным и естественным. Она всем сердцем приняла православие: «Я все время думала и читала и молилась Богу – указать мне правильный путь – и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

     Еще в 1892 году великая княгиня Елизавета Федоровна учредила в Москве Елизаветинское благотворительное общество – для помощи нуждающимся семьям и детям-сиротам. В 1907 году она продала фамильные драгоценности и часть своего имущества и приобрела участок земли с усадьбой на Большой Ордынке, где и должна была вырасти обитель.    

Для разработки проекта по рекомендации художника Михаила Васильевича Нестерова Елизавета Федоровна пригласила молодого и весьма талантливого зодчего Алексея Викторовича Щусева. Архитектор  спроектировал собор с обширной трапезной, выполнявшей функции аудитории, а также массивную ограду и сторожку с часовней. Приговорив к сносу незначительные дворовые постройки старой усадьбы, Щусев, тем не менее,  пожалел большую их часть, предложив использовать  под больницу, амбулаторию, аптеку, приют для девочек, общежитие, столовую для бедных и больничный храм.

     Обдумывая проект главного храма Марфо-Мариинской обители, Щусев взял за основу архитектурный стиль Новгорода и Пскова XIIXV веков. О созданном им проекте Покровского собора академик Игорь Грабарь говорил: «Работая над Марфо-Мариинской обителью, Щусев вдохновлялся прекрасной гладью стен новгородских и псковских памятников, лишенных всякого убора и воздействующих на чувство зрителя только гармонией объемов и их взаимосвязью…  Навеянная воспоминаниями о Пскове, эта постройка производит впечатление вдохновенного сонета, сложенного поэтом-зодчим его любимому Пскову. Она также не простое повторение или подражание, а чисто щусевское создание, выполненное с изумительным чувством такта и тончайшим вкусом».

     Мне тоже очень нравится Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Я не раз бывал в Пскове и Новгороде и часто прихожу на Большую Ордынку,  чтобы увидеть знакомые очертания массивного и одновременно легкого храма, архитектура которого очень напоминает стиль церквей, характерный для Русского Севера. Внешний облик старинных храмов Пскова покорил мое сердце непостижимым сочетанием кажущейся суровости и необыкновенной лиричности. Этим они напоминают удивительные пейзажи прекрасной Псковской земли с ее густыми и темными хвойными лесами и радостными россыпями чистых озер.

     По-моему, Псковщина представляет собой одно из самых русских мест России – страны, которую так полюбила Елизавета Федоровна, и в которой она стала святой мученицей. Я часто ловлю себя на мысли о том, что, глядя на Покровский храм Марфо-Мариинской обители, я вижу каменное сказание о древнем Пскове и одновременно очень выразительный и глубокий памятник самоотверженной подвижнице, создавший этот удивительный уголок христианской любви и милосердия в самом центре нашей столицы.

Вадим Рутковский

Покровский храм Марфо-Мариинской обители в солнечный весенний день.Причудливая игра света и теней на стенах Покровского собора делает его необычайно живым.Шестикрылые серафимы над северным входом в Покровский храм Марфо-Мариинской обители.

Западный фасад Покровского храма Марфо-Мариинской обители.Ангел с державой. Часть декора Покровского храма Марфо-Мариинской обители.Орнамент. Часть декора Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

Икона «Спас Нерукотворный». Мозаика. Работа художника Михаила Нестерова.Южная сторона Покровского храма Марфо-Мариинской обители.

Прикольные СМС
Недорогой планшет Android